«Золотой век русской анималистики»
Масштабная выставка «Золотой век русской анималистики» приглашает пройти по извилистым маршрутам, связывающим во времени и пространстве искусство Древнего мира, Востока и Запада с русским анималистическим искусством ХХ века. Впервые на одной площадке будут показаны все основные художественные стили и направления (со времен первых homosapiensдо классического искусства) в 200 шедеврах анималистики. Многие ценные экспонаты из богатого собрания живописи, графики, скульпторы и декоративно-прикладного искусства Дарвиновского музея будут выставляться впервые.
ХХ век стал Золотым для русской анималистикии зажёг на художественном небосклоне яркую плеяду имён: В.А. Ватагин, А.Н. Комаров, Б.Я. Воробьев, В.В. Трофимов, А.М. Белашов, Г.Е. Никольский, Г.Н. Попандопуло, В.М. Евстафьев, В.Е. Цигаль и другие. Все эти мастера сотрудничали с Дарвиновским музеем, который по праву можно назвать центром развития отечественной анималистической школы того времени.Античность и Древний Египет, искусство Востока и Первобытное искусство, культура примитивных народов, а затем и народное искусство были открыты отечественными анималистами заново.
С новыми творческими веяниями менялись и роли, которые анималистика отводила животным. Зверь в пещерных росписях и первых костяных фигурках – друг и враг, существо, от которого полностью зависела жизнь человека. Первобытные мотивы стали излюбленным художественным приёмом анималистов А.В. Марца и В.Е. Белышева, но встречаются и во многих других анималистических произведениях XXвека. Божественный пьедестал заняли животные в культуре Древнего Египта. Исполненные спокойствия и достоинства, застыли в торжественной неподвижности и герои произведений В.А. Ватагина, Е.Ю. Яковлевой, О. А. Куликовой, Д.В. Горлова – символ Солнца скарабей и полный предельной мощи андалузский бык, мудрый павиан и величественный лев. В эпоху романтизма образ дикого зверя символизирует необузданную стихию, противоборствующую человеку. Сюжеты борьбы вы найдете в живописи Г.Е. Никольского, скульптурах Ж. Гарде и В.В. Трофимова. В период соцреализма тучные стада, табуны, отары олицетворяли экономический триумф нового строя. Многие художники-анималисты шли работать на фарфоровые заводы, чтобы привнести подлинное искусство в быт. Лесные птицы и звери становятся украшением интерьера и входят в дома людей. На выставке представлена малая пластика мастеров знаменитого Гжельского фарфорового завода: Л.П. Азаровой, З.В. Окуловой, Т.С. Дунашовой, В.А. Сергеева, чьи работы украшали каждую советскую квартиру.
Серьезные перемены в восприятии Востока демонстрируют произведения русских анималистов середины XX века: полные китайского символизма «Золотые рыбки» В.В. Трофимова, акварели А.Н. Комарова, верные традициям среднеазиатской миниатюры, экспериментальные работы М.М. Кукунова, навеянные живописью Индии и Ирана.
Множество новых идей и художественных приёмов черпали современные анималисты в культуре традиционных народов Крайнего севера, Африки, Океании, Австралии, и, конечно, в русском народном искусстве. Впервые на одной площадке Дарвиновский музей показывает работы М.Г. Островской, Ю.М. Смирина, О.Н. Хан, Р.И. Яушева, в которых можно разглядеть древнюю керамику индейцев Пуэбло или резьбу по кости эскимосов и чукчей, наскальные рисунки австралийских аборигенов или чукотскую гравировку на моржовых бивнях. Хранители традиций русского народного искусства – Н.П. Стекольникова, А.Х. Колонский, И.В. Барковская, Г.А. Вострикова – представят самобытную глиняную игрушку, богородскую резьбу по дереву, народный лубок.
Вложение | Размер |
---|---|
ВЕК ПРЕСС-РЕЛИЗ.doc | 51 КБ |