“Alma Materia”

“Alma Materia”

Дарвиновский музей представляет персональную выставку художника, определившего стиль постоянной экспозиции музея, а также многих его выставок в течение 20 лет — Людмилы Викторовны Литвиновой. Главная тема выставки: исследование творческих возможностей художника-монументалиста в пространстве естественнонаучного музея. В экспозицию войдут артефакты, эскизы, фотоматериалы наиболее запомнившихся выставок, реконструкции их фрагментов и новые работы художника, не связанные с выставочными проектами.

Первой работой Людмилы Литвиновой для Дарвиновского музея был занавес кинозала, выполненный в 1995 году. Ткань для художницы воплощает материю в широком понимании этого слова — субстанцию, из которой (и по законам которой) она создаёт свой мир. Эта идея вдохновила игру слов в названии выставки по аналогии с AlmaMater(буквально «кормящая, благодетельная мать»).

«Приступая к очередной теме, я всегда придумываю для неё музыку, и затем ищу соответствующие её настроению художественные средства, ведь музыка — искусство, наиболее точно отражающее быстротечное время. Мы всё всегда видим в движении: систему архитектурных форм, театральные декорации, музейную экспозицию. В музее, как и в театре, действия и антракты подстерегают нас, и художник должен создавать эту драматургию пространства».

Людмила Викторовна Литвинова много работает с текстилем, в том числе, в сценическом пространстве. По мнению художника, действо, которое разворачивается в музейных залах, сродни театральному. В музее, как и в театре, важно увлечь зрителя «сюжетом», но задача осложняется неподвижностью «действующих лиц», что требует от художника особой чуткости и изобретательности.  

В залах постоянной экспозиции Дарвиновского музея Людмила Литвинова работала в разнообразных техниках, иногда изобретая авторские. Однако в полной мере способность художника видеть в материалах скрытые, ранее не использованные возможности проявилась в выставочных проектах — каждая выставка провоцировала поиск новых выразительных средств.

AlmaMateria— это первая попытка каталогизации дизайнерских приёмов, остроумных находок, изобретений, рождающихся порой вследствие ограниченных ресурсов и наоборот, благодаря возникновению новых. На примере яркой творческой биографии выставка поможет проследить эволюцию отечественного выставочного дизайна в период перехода от безраздельно ручного труда к использованию цифровых технологий.

Проблема утрат, постигших нас с этим переходом; сложность, но и плодотворность коммуникации между дизайнерами разных поколений; мера присутствия эстетических предпочтений художника в постоянной экспозиции и временных научно-популярных выставках и другие волнующие музейное сообщество вопросы будут обсуждаться на Круглом столе в Дарвиновском музее в рамках выставки AlmaMateria.

 

О художнике:

Литвинова Людмила Викторовна родилась в 1937 году. Окончила МВПХУ (в настоящее время МГХПА им С. Г. Строгановское), факультет промышленного искусства в 1968 г. Член МСХ с 1976 года. Автор произведений монументально-декоративного искусства (роспись, мозаика, витраж, художественный текстиль) для интерьеров общественных и частных зданий в Москве (ЦДРИ, ГУМ, ЦДБ, Дом моделей на Арбате), Ливии (занавес для конференцзала Научного центра АЭС в Триполе), а также музейных комплексов: Пензенской картинной галереи, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Дарвиновского музея в Москве (оформитель главного зала «Многообразие жизни на Земле» — визитной карточки музея, инсталляционной части диорам, около 30 диорамных росписей темперой по стеклу и стольких же витражей, занавеса для кинозала). В настоящее время Л. В. Литвинова является ведущим дизайнером Государственного Дарвиновского музея. Станковые произведения находятся в частных собраниях в России, Германии, Болгарии и Греции.

ВложениеРазмер
Alma Materia_релиз+.doc115.5 КБ