«Царство растений в музейных коллекциях»
- Партнёры:
- Теги:
Государственный Дарвиновский музей
представляет выставку
«Царство растений в музейных коллекциях»
(23 сентября — 14 октября)
Шифр к тайным письменам природы или строгий научный документ — какое определение точнее раскрывает суть гербария? Решить эту головоломку поможет выставка в Дарвиновском музее. Хрупкие цветы и листья, спилы древесных стволов, плоды, семена, собранные основателем музея и его последователями, способны не только составить летопись мира растений, но и рассказать вековую историю музея. Яркие экзотические растения расцветут в руках любителей пазлов, пытливые гости музея проверят свои знания в кроссворде «Великие ботаники» и унесут домой полезную информацию о зелёных врачевателях недугов...
Самый главный экспонат научной коллекции любого естественно-исторического музея – это гербарий, своеобразная библиотека царства растений. Сегодня без гербария не могут обойтись даже школьники, изучающие ботанику: это — важнейший инструмент для определения представителей флоры Земли. Но так было не всегда. Целые столетия такими эталонами были изображения в ботанических книгах.
В Средневековье рисунки, да и описания самих растений были далеки от реальности – алхимики наделяли многие цветы магическими свойствами в надежде получить приворотное зелье или эликсир вечной молодости. Однако по мере того, как вера человечества в потусторонние силы рассеивалась, уступая место научным доктринам, изображения растений становились всё реалистичнее.
Посетители выставки «Царство растений в музейных коллекциях» смогут проследить историю ботанического рисунка, обратившись к собранию редкой книги из фондов Дарвиновского музея. Вы увидите труд итальянского учёного XVII в. Улисса Альдрованди «Дендрология», прижизненные ботанические издания великих натуралистов Чарльза Дарвина и Карла Линнея, оригиналы книг по естественной истории и географии растений, вышедшие из-под пера выдающихся отечественных и зарубежных исследователей.
Рисунки и описания не всегда могут воссоздать облик представителей флоры в мельчайших деталях. Поэтому в XVIвеке с появлением ботанических садов ученые всё чаще прибегают к гербарному делу. Его основы заложил шведский естествоиспытатель Карл Линней. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…».Минуло пять столетий, а техника сбора гербария сохранилась почти без изменений.
Гербарная коллекция Дарвиновского музея отсчитывает свой век с реликвий, сохраненных основателем музея Александром Фёдоровичем Котсом. Вы увидите энотеру из сказочного сада голландского ботаника начала XXвека Гуго де Фриза, плоды хлопкового дерева, доставленные с островов Океании, спил дерева агатис из Новой Зеландии.
Любителям древности понравится «природный гербарий» — так называют камни с отпечатками растений, произраставших на Земле миллионы лет назад. Изучая лучшие образцы палеонтологической коллекции Дарвиновского музея, — листья древней берёзы, папоротника, хвоща, ивы, клёна — вы сможете сравнить с детства знакомые растения с их прапрапрадедами. Так ли уж сильно изменились они за миллионы лет?
Каждое растение можно рассматривать ещё и как произведение искусства. На выставке вас встретят неувядающие цветы в акварелях Александра Шипиленко, графике Ирины Маковеевой, в бронзе Владимира Петровичева и керамике Галины Шилиной. Художники, как и учёные, никогда не перестанут разгадывать послания природы.