«У нас в Рязани – глина с глазами!»

Рязань

   В разгар лета в Дарвиновском музее  соберётся более сотни глиняных игрушек из Рязанского края. Какие они, демидовские, вырковские и сапожковские сокровища, хранящиечастичку русской земли и мудрость целого народа?  Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? Ипочему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская,тульская…   Глиняные «достопримечательности» можно обнаружить во многихобластях России. В каждой из них секрет народного промысла трепетнооберегают и передают от отца к сыну на протяжении веков. В этом году проектДарвиновского музея, посвященный народной глиняной игрушке, продолжитсявыставкой «У нас в Рязани — глина с глазами!» о рязанской игрушке инародных традициях этой области. Вы увидите около сотни игрушек изсобрания Музея традиционного искусства народов мира, народные костюмыСапожковского и Скопинского районов из коллекции известного этнографаСергея Глебушкинаи отреставрированные снимки Рязани 1912 года пионерацветной фотографии Сергея Прокудина-Горского.
  Рязанская игрушка в народном искусстве стоит особняком. Неподатливыйматериал лишил её пластичности, изящества и яркой расцветки, но позволилобойти стороной современные веяния и в неизменном виде пронести сквозьвека те архаичные образы, народную простоту и правду, заложенную первымимастерами. На выставке представлены более 100 уникальных глиняныхпроизведений из Сапожковского, Вырковского и Демидовского районов.
  Сапожковская игрушка родом из деревни Александра-Прасковьинка, которую внароде до сих пор называют Глинки, в прошлом она широко славилась своимигончарными изделиями. Сапожковские мастера формам изделий придавалибольше значения, чем цвету, потому их игрушки монументальны и статичны, снерасчлененной формой, приземистых пропорций: свистульки-«улютки» в видептичек и всадников, женские фигуры с детьми. Игрушки традиционнозаливались зелёной глазурью, чтобы еще больше подчеркнуть выразительностьформ.
  В деревне Вырково Касимовского района игрушкой стали заниматься в началеXX века, и сейчас это место является одним из современных центров народногопромысла. Вырковские фигурки динамичны, с характерным вытянутымсилуэтом, особое внимание мастера уделено жестам и позам людей.
  Демидовские фигурки легко отличить от остальных по кокетливым барыням. Птичку-свистульку они держат не под мышкой, как в филимоновских игрушках, а на груди, перед собой. В их шляпки вставлены перышки. Юбка, как правило,разделана полосатой или клетчатой росписью как домотканая понёва.
  Оказавшись на выставке в окружении рязанских сокровищ, невольнопереносишься на столетия назад, на долгожданную крестьянскую весеннююярмарку. Мимо тебя проходят нарядные барыни в кокошниках, птицы-свистульки поют первые трели, баба с петушками торгуется на базаре,гармонист на завалинке веселит народ частушками, мимо проносятся румяныевсадники на удалых жеребцах. Глядя на эти глиняные фигурки, понимаешь, что это не просто игрушка, а целый образ времени, народа, его глубиннаямудрость. Несмотря на то, что народная игрушка исчезла из детского обихода, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, обладаяволшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в дом.