5. Черепахи

Прудовая черепаха.— Emys europaea Schneid. Cistudo lutaria Gesn. (рис. 5.1)

Прудовая черепаха принадлежит к числу самых обыкновенных и прочных обитателей аквариума и встречается в стоячих и тихотекущих водах почти всей Южной и Средней Европы.

Спинной панцирь слегка выпуклый, овальный, состоящий из 13 средних и 25 краевых щитков. Брюшной также овальный, составленный из двенадцати неправильных пластинок. Цвет спинного панциря у молодых черепашек совершенно черный, а у взрослых черно-зеленоватый с желтыми, составленными из точек и черточек, лучами, идущими от центра каждой шашки к ее краям. Цвет же брюшного щита желтовато-коричневый или совсем коричневый.

Прудовая черепаха

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.1. Прудовая черепаха

Голова плоская, слегка удлиненная. Лапы снабжены плавательной перепонкой. Передние имеют пять пальцев, а задние — четыре. Хвост длинный, особенно у молодых черепах, и заостренный. Самая большая величина, какой достигают эти черепахи, равняется 4—5 вершкам. Самцы от самок различаются лучше всего по брюшному щиту, который у самцов вогнутый, а у самок выпуклый.

Большую часть своей жизни черепаха эта проводит в воде и только к вечеру и при сильном солнце выходит иногда на сушу. Но и тут держится всегда вблизи воды и бросается в нее при малейшей опасности. Зимой же зарывается в ил и проводит в нем в спячке до ранней весны, а в половине апреля, если, конечно, только погода благоприятна, появляется снова на поверхности и, как говорят, обращает на себя внимание особенного рода свистом.

Прудовая черепаха крайне осторожна. Когда черепахи эти лежат на берегу, греясь на солнышке, то они то и дело поднимают свои головки и смотрят всюду своими умными глазками, нет ли где какой-либо опасности. Малейшее подозрительное движение, малейший шум, и черепахи спешат в свой родной элемент — воду, где, выпуская из себя воздушные пузыри, стараются увеличить удельный вес своего тела, чтобы поскорее достигнуть дна. А затем, разгребая передними ногами ил, ползут по дну и, поднимая за собой страшную муть, укрываются наконец или в гуще растительности, или под выступом берега и камнями в самом иле.

На дне лежат они спокойно, почти не шевелясь, до тех пор, пока все не успокоится, а затем снова поднимаются на поверхность, которой достигают гребя лапами. Достигнув последней, чтобы не тотчас же опуститься опять в воду, они, как только носовые отверстия доберутся до воздуха, вдыхают его в себя как можно сильнее и поддерживают себя этим способом на поверхности. А когда нужно опять опуститься, то выпускают из себя известное количество воздуха и вследствие этого тотчас же, как камень, сами собой, падают на дно.

В родной стихии прудовая черепаха чрезвычайно подвижна, но и на суше не совсем неуклюжа. Во всяком случае, движется здесь гораздо быстрее своих сухопутных собратий и, будучи перевернута на спину, не остается, как последние, в совершенно беспомощном состоянии, а, двигая шеей и ногами, достигает того, что перевертывается.

Пища ее состоит из дождевых червей, улиток, тритонов, лягушек, а особенно рыб, которых она очень ловко подхватывает снизу. Нападая на рыб, она мало обращает внимания на величину и иногда отваживается нападать на довольно крупных, прокусывая им нижнюю часть тела до тех пор, пока жертва не обессилеет и не сделается ее добычей. Поймав рыбу, она съедает ее до самых костей, причем, разрывая ее, часто откусывает и плавательный пузырь, который, по легкости своей, тотчас же всплывает на поверхность воды. А потому если в каком-нибудь пруду встречаются на поверхности плавательные пузыри рыб, то это может служить верным признаком, что в нем водятся прудовые черепахи.

Кроме мяса, прудовые черепахи, как говорят, едят еще и водные растения, но с голоду ли или по собственной охоте — пока неизвестно.

Пищу свою они принимают непременно в воде и, поймав добычу даже на земле, чтобы съесть, тащат ее в воду. Это происходит оттого, что проглатывание пищи совершается у них лишь при помощи ряда глотков воды, которые как бы и вгоняют ее в пищевод. Такое глотанье тем более им необходимо, что пищу свою они почти что не прожевывают, а, отрезав своими роговыми челюстями и когтями, проглатывают ее целиком. Необходимость эту сознают даже и молодые, едва вылупившиеся из яйца черепашки, которые, захватив в рот червя, головастика и т.п., спешат в ближайшую речку, лужицу или другое какое-либо водовместилище, чтобы вода помогла им проглотить их.

Прудовые черепахи размножаются яйцами, которые несут почти всегда в мае. Выбрав теплую ночь, они удаляются из воды и разгребают на сухом песчаном местечке задними лапами ямку. В эту ямку кладут они около 10 светло-серых яичек, прикрывают их сверху землей, которую старательно приглаживают брюшным щитом, а затем удаляются снова в свой родной элемент — воду.

В этом заключается вся забота их о будущем поколении, о котором дальнейшее попечение предоставляется уже самой природе.

Молодые черепашки вылупляются обыкновенно приблизительно через 3 месяца и сейчас же по выходе из яиц спешат уйти в воду, где и укрываются среди водных растений.

Цвет их вначале бывает совершенно черный и только на 4-м месяце начинают появляться желтоватые крапинки. Кроме того, молодые черепашки отличаются от старых еще хвостом, который у них бывает очень длинный и тонкий. В воде они остаются до осени, а затем, как и старые, зарываются в землю и проводят здесь всю зиму в спячке.

Emys europaea любят влажность, воду, а потому гораздо лучше живут в аквариумах, нежели террариумах. Летом, если только оно теплое, их хорошо содержать в бассейнах на открытом воздухе, но на зиму надо вынимать отсюда и сажать в комнатные аквариумы. В аквариумах они держатся большую часть дня в воде и вылезают на грот только около вечера или же в лунные ночи, если, конечно, луна освещает аквариум. Кроме того, они вылезают на сушу также и в жаркие летние дни и греются на солнышке. Старые черепахи живут хорошо в глубокой воде, но молодые предпочитают неглубокую, откуда время от времени высовывают голову, в аквариуме — чтобы подышать атмосферным воздухом, а на воле — чтобы поохотиться за насекомыми и молодыми лягушатами.

Лучшей пищей для них в неволе летом служит лягушачья икра, головастики, рыбья икра, мухи и мелкие водяные насекомые, а также мелкие рыбки. Зимой же мотыль, мелкоизрубленная нежирная говядина и размягченные в горячей воде муравьиные яйца. Летом следует кормить черепах через день, а зимой лишь раз в неделю. Кроме того, в теплое время обильнее, чем в холодное, что, впрочем, можно заметить по аппетиту животного. Корм следует класть в воду и все остатки немедленно удалять.

Мелкие, молодые экземпляры Emys europaea удобнее для аквариума, нежели крупные, так как последние очень часто нападают на рыб и вообще могут нанести сильный вред всему водному населению.

Устройство аквариума для помещения черепах ничем не отличается от обыкновенного, и только надо поместить в нем грот, по возможности с большой площадью, на который могли бы вылезать черепахи. Кроме того, зимой надо аквариум держать в теплой комнате и наблюдать, чтобы температура воды не слишком понижалась, так как иначе черепаха начнет погружаться в спячку. Лучшим признаком этого может служить сама черепаха. Как только она начнет плавать со втянутыми под щит ногами и закрытыми глазами — знак, что вода холодна (просто уснувшие черепахи открывают глаза при малейшем шуме). Тогда черепаху следует выкупать в теплой, градусов 22—25, ванне, что, заметим между прочим, увеличит также и аппетит, и подбавить в аквариум теплой воды. Вообще, такие ванны, делаемые время от времени, необходимы зимой для черепахи, так как они поддерживают ее бодрость, возбуждают ее крайне слабый в это время аппетит и не дают ей впасть в спячку.

В случае же, если желательно оставить черепаху в покое и дать ей погрузиться в зимний сон, то лучше всего поместить ее в просторный ящик, наполненный сеном, мохом, песком или деревянными опилками, и поставить его в прохладное место (где бы, однако, не был чувствителен мороз), напр., подвал. Ящик должен быть снабжен сверху газовой сеткой или, в случае отсутствия ее, просто открыт1.   Здесь оставляют черепаху до второй половины марта, редко до начала апреля, а затем переносят в теплую комнату, и как только она начнет двигаться, купают в теплой воде. Теплое купанье это тотчас же пробуждает ее к жизни и возбуждает охоту к пище, до которой она во все время сна не касается.

При таком уходе черепахи чувствуют себя очень хорошо и живут в неволе по целым десяткам лет. Впрочем, Emys europaea настолько неприхотливы, что могут жить даже (и очень долго) и в самой жалкой обстановке — просто в комнате и требуют только небольшого тазика воды, куда удаляются на время еды.

Прожив несколько лет в неволе, прудовые черепахи привыкают к тем лицам, которые их кормят, берут корм из рук и даже ползут на их зов. Так, Гес рассказывает, что у него была черепаха, которая приползала к нему на его свист, причем иногда даже через несколько комнат; а черепаха одного знакомого мне любителя выползала из своего убежища каждый раз, как он стучал по аквариуму.

Черепахи, животные крайне смирные, незлобные, живут постоянно в мире друг с другом, и только лишь в редких случаях завязывается между самцами вражда, которая, однако, ограничивается большей частью почти безвредными укусами, наносимыми ими друг другу в раздражении. Точно так же незлобно относятся они и к человеку и только, будучи уже крайне им раздражены, подпрыгивают на полу.

Хотя размножение прудовых черепах в неволе представляет явление довольно редкое, так как снесенные здесь самкой яйца бывают постоянно болтуны, тем не менее примеры бывали и у Маркграфа, напр., мы встречаем описание вывода черепах в садовом прудике.

Черепахи его положили яйца весной и в сырую землю. Молодые вылупились в июне. Панцирь молодых был уже совершенно твердый при вылуплении из яйца, только белого и прозрачного цвета; через несколько дней панцирь стал красным, а под конец черным. Одну из молодых черепах он кормил разрезанными на куски дождевыми червями. Через три года она достигла длины одного дюйма и весила один лот и двадцать гран. Зимой она ела очень мало и сидела большей частью на дне своего служившего ей жилищем сосуда с водой совсем неподвижно; но в ясные, солнечные дни вылезала из него и прогуливалась по всему дому. На третьем году она была уже в состоянии глотать дождевых червей целиком. Черепаха эта жила в неволе 5 лет.

Кроме Маркграфа, опыты разведения в неволе черепах делал еще Фишер, но все они были неудачны. Главную неудачу, впрочем, он приписывает тому, что черепахи в неволе часто кладут яйца в песок под водой, а, по наблюдениям его, даже короткое пребывание яйца без воздуха под водой для него гибельно.

Вышедшие из яиц черепахи растут очень медленно, что, должно быть, имеет некоторое отношение к продолжительности жизни черепах, которые, как говорят, достигали иногда даже в неволе до 200-летнего возраста. Такая продолжительность жизни черепахи, впрочем, неудивительна, так как редко можно встретить животное, которое было бы живучее ее. Не говоря уже о том, что они могут жить совсем без пищи по 8—10 месяцев и даже более, но на них не действуют никакие самые сильные ранения. Единственно, что на них влияет убийственно,— это холод. Сильное понижение температуры их злейший враг и убивает их беспощадно.

Прудовая черепаха эта (Emys europaea) распространена по всей Южной России, а за последнее время стала нередко попадаться в прудах Средней России и даже есть основание предполагать ее существование у нас под Москвой. По крайней мере, так заставляет думать частое появление ее одно время в продаже на Трубе, куда приносят ее обыкновенно рыбаки, торгующие только одним добываемым ими под Москвой товаром (мотылем, улитками, разными мелкими рыбками и т. п.).

1 Ящики с сеткой предпочтительнее, так как они защищают от нападения крыс, а также препятствуют и самим черепахам вылезать.

 

Каспийская черепаха.— Clemmys caspica Gmel.

Род Clemmys различается от предыдущего главным образом брюшным щитом, который у Clemmys цельный, между тем как у Emys состоит из двух подвижно соединенных кусков, а также и присутствием у Clemmys явственных подмышковых (аксиллярных) и паховых (интвинальных) роговых щитков.

Спинной щит у каспийской черепахи эллиптический, яйцеобразный, одноцветный, оливково-зеленый или же покрытый как бы сетью грязно-желтых, отороченных черных полос. Грудной щит совершенно черный (впрочем, у старых черепах иногда рыжеватый), а голова, хвост и ноги темно-оливковые с желтыми полосками. Пальцы снабжены, как и у Emys, плавательной перепонкой. Величина этой черепахи доходит до 5 вершков, но это самые крупные экземпляры; чаще же всего встречаются черепахи в 3—4 вершка.

Каспийская черепаха — одна из самых интереснейших, конечно для любителей, и красиво окрашенных черепах. Родина ее Далмация, Греция, а особенно восточные берега Каспийского моря, где она живет в устьях рек и даже в самом Каспии, в местах с не очень солоноватой водой. Она может переносить замечательно высокую температуру: нередко ее находят даже в горячих серных источниках близ Ленкорани, имеющих около 32° теплоты по Р.

Образом своей жизни Clemmys caspica походит очень на предыдущую, но гораздо живее и, если так можно выразиться, веселее. Будучи посажена в аквариум, который, заметим кстати, должен быть так же устроен, как и для европейской прудовой черепахи, она пользуется всяким удобным случаем, чтобы выползти оттуда, и отлично карабкается по почти отвесной скале. Искусство ее карабкаться доходит иногда до того, что она, как оказывается, может взбираться даже по занавескам чуть не до потолка.

«Как-то раз,— рассказывает д-р Рус,— попала ко мне, совершенно неизвестно откуда, в самый большой аквариум каспийская черепаха. Так как в эту минуту мне не было времени вытащить ее, а между тем я боялся, как бы она не нанесла вреда остальному населению аквариума, то я постарался ее попугать, постучав и поболтав воду во всех укромных уголках. Это имело, однако, совершенно неожиданный успех, ибо когда, час спустя, я возвратился к аквариуму, то уже не нашел в нем более черепахи ни в гуще растений, ни в гроте, ни на дне. Призваны были на помощь дети, и начался самый тщательный обыск комнаты, но, несмотря на все их желание, и они не могли найти следов беглянки. Наконец случайно старшая дочь моя, заметив что-то черное наверху занавески, подошла к ней поближе и — о удивление — оказалось, что это была искомая черепаха. Оказалось, что в продолжение этого короткого промежутка времени черепаха выползла из аквариума, упала на пол и, поднявшись отсюда по филейной (с крупными петлями) занавеске, нашла чуть не у потолка себе это убежище. С тех пор я уже аквариум с каспийскими черепахами никогда более не оставляю открытым и всегда прикрываю марлей».

Черепаха эта хорошо сживается с Emys europaea и, как эта последняя, весьма неприхотлива. Она быстро приручается и через несколько дней по помещении в аквариум уже перестает нырять в воду при приближении человека и начинает даже брать корм из рук. Корм хватает поспешно, как бы порывами, и вообще все существо ее чрезвычайно подвижное, дикое.

Аппетит, выказываемый Clemmys caspica, громадный. Вначале, рассказывает один любитель, я пробовал давать ей мотыля, но он исчезал с быстротой, а животное продолжало выказывать сильнейший голод; точно так же поглощаемы были даваемые мной мучные черви, мухи, крошки хлеба, а затем и значительные куски оставшегося после кормления макроподов мяса (собственно жилистых частей). Наконец, когда как-то раз, возвратившись с экскурсий за мелкими ракообразными и другими служащими в пищу рыбам насекомыми, я принес значительное число мертвых головастиков и попробовал дать их моей черепахе, то она набросилась на них с такой жадностью, что тотчас же всех пожрала. Подходящий корм был найден, и с этих пор я кормил ее им досыта.

К зиме черепаха эта начинает впадать в спячку, и, чтобы удержать ее от нее, с ней следует поступать так же, как с Emys, только теплые купанья делать чаще.